История моды трикотажа
В отличие от ткани, создаваемой благодаря взаимному перпендикулярному переплетению нитей основы и утка, трикотаж обладает петельной структурой. Ткань – ткут, а трикотаж – вяжут, поэтому в своей сути он имеет много общего с вещами, сделанными вручную при помощи спиц или крючка. Но по текстуре он больше напоминает ткань – в сравнении с классическими вязаными полотнами является более плотным, гладким, равномерно выглядящим материалом. Еще одно отличие – в составе. Как правило, трикотажные полотна производят из хлопка, вискозы, полиэстера и эластана, а вязаные вещи – из шерсти и акрила, но бывают и взаимозаменяемые исключения.
НА ЗАРЕ ТРИКОТАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Первые вязаные вещи, найденные археологами, датируются VI веком до нашей эры. Но трикотаж в привычном нам понимании появился только в новейшее время и получил свое пиковое развитие в конце XVIII века благодаря популярности мужских и женских чулок. Через время мода на них в качестве одного из главных элементов костюма сошла на нет. Текстильная промышленность начала испытывать серьезные трудности и была вынуждена придумывать новые пути для использования станков, переоборудуя их на выпуск других трикотажных изделий. Дело шло плохо, так как станки были примитивными и, используя их мощности, было сложно изготовить сложносочиненные вещи с множеством конструктивных деталей.
Все изменилось благодаря Джошуа Крейну – британскому изобретателю, создавшему абсолютно новый способ промышленного вязания. Главной особенностью его станков была возможность вязки как вертикальном, так и в диагональном направлении. Интересно, что первое время оборудование Крейна не пользовалось большой популярностью среди мануфактурщиков из-за того, что полотна, производимые на таких станках, требовали раскроя и последующего сшивания деталей. Но фактически, именно они стали прообразом современного текстильного оборудования, на котором изготавливается футер, кулирная гладь, эластичное кружево и другие виды трикотажных полотен.
РАСШИРЕНИЕ ТРИКОТАЖНОГО АССОРТИМЕНТА
Следующим трикотажным продуктом, приобретшим небывалую популярность после чулок, стало нательное белье: тонкое и обтягивающее, оно не стесняло движений и не натирало кожу из-за отсутствия грубых швов. В те времена бельем считалось все, что носилось нижним слоем: майки, лонгсливы, кальсоны и трико. Со временем для рекламы такой продукции стали приглашать известных спортсменов и люди поняли, что в трикотаже удобно не только спать, но и бегать, выполнять гимнастические упражнения и заниматься другой физической активностью.
Первое «массовое» появление трикотажной одежды в качестве спортивной формы произошло на Олимпиаде 1912 года, после чего теннисные свитера, закрытые купальные костюмы, лыжное трико и т.д. стали продавать повсеместно. Спрос на трикотаж возрос до небес. Его популяризации не помешала даже Первая мировая война. Наоборот, она стала очередным мощным толчком для развития текстильной промышленности.
ТРАНСФОРМАЦИИ ТРИКОТАЖА
Уже тогда одежда, изготовленная из хлопкового трикотажа, была более удобной в сравнении с вещами, сшитыми из неэластичных тканей. Она обладала сравнительно малым весом, не требовала утюжки, за ней было легко ухаживать. Кроме того, она хорошо сидела на любой фигуре, не висела мешком и позволяла жить активной жизнью.
В тридцатых годах XX века из трикотажа начали шить более элегантные вещи – футболки-поло, изобретенные французским теннисистом Рене Лакостом, красивые платья, кардиганы и жакеты, ставшие визитной карточкой Коко Шанель. Трикотажные полотна, создаваемые на промышленном оборудовании, все больше походили на ткань – статусную, дорого выглядящую, и при этом, имеющую сравнительно недорогую стоимость.
Кстати, именно благодаря Коко Шанель, а также другим дизайнерам того времени: Эльзе Скиапарелли, Жану Пату и т. д. трикотаж начал появляться на подиумах – сначала в курортных коллекциях, а затем и на показах высокой моды. Он проник во все сферы жизни и окончательно перестал ассоциироваться исключительно со спортом – в нем встречались с друзьями, путешествовали, ходили на работу и посещали деловые встречи. Трикотаж превратился в материал, без которого немыслим гардероб любого современного человека, официально став самым часто покупаемым текстильным товаром наших дней.
Автор статьи
Сазанова Анастасия