Нужно ли дублировать трикотаж
Главное свойство трикотажа – его растяжимость. Благодаря эластичности, из него можно шить комфортные, облегающие вещи и не заморачиваться с посадкой, проектируя вытачки и рельефные швы. Однако растяжимость полотна может сыграть с изделием злую шутку и стать причиной того, что со временем оно потеряет свой внешний вид. Избежать этого поможет правильное зональное дублирование деталей.
Дублирование может быть «чистым» и «грубым». При чистом дублировании детали из основного и стабилизирующего материала вырезают заранее, затем совмещают по контуру или внутри контура (если того требует технология пошива), и проклеивают их утюгом. При грубом (иногда называют «грязном») дублировании основной материал проклеивают дублерином до момента раскроя и только потом приступают к нанесению контуров будущих деталей. Первый вариант используют для работы с большими полотнищами, второй – для маленьких деталей из нестабильных или сильно осыпающихся материалов.
ВИДЫ КЛЕЕВЫХ ДУБЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Дублерин – тонкое полотно, на одну из сторон которого нанесен термостойкий клей. Бывает тканым и вязаным. Для трикотажа используют второй вариант, потому что он помогает сохранить пластичность материала. Плотные тканые дублерины для работы с трикотажем применяют редко – в основном точечно, для укрепления отдельных участков (например, под установку кнопок или люверсов).
Тонким трикотажным дублерином можно стабилизировать:
· плечевые припуски;
· линии входа в карман;
· припуск по горловине спинки;
· планки в футболках-поло и рубашках;
· подборты в трикотажных куртках, шакетах и т. д.
Флизелин – нетканый материал с клеевым покрытием. Бывает обычным и нитепрошивным. Второй вариант более предпочтителен, так как является более прочным.
Нитепрошивным флизелином укрепляют только те зоны, которые не будут подвергаться растяжению:
· области под установку люверсов и кнопок;
· планки, воротнички в футболках-поло и рубашках;
· линии входа в накладные карманы и т. д.
Клеевые кромки – тонкие полоски флизелина шириной 10 – 60 мм. Бывают нескольких видов.
Долевики – почти не тянутся, устанавливаются на прямых срезах для их усиления (по линии перегиба лацкана, при вшивании молнии или при обработке шлицы).
Косые кромки, скроенные под углом в 45° – используются для фигурных срезов, линий горловины и проймы на тонких, подвижных трикотажах.
Косые кромки, усиленные машинной строчкой или сутажной лентой. Применяют при работе с материалами средней и высокой плотности для стабилизации фигурных припусков.
Клеевые паутинки и сеточки. Могут продаваться большими полотнами на отрез или уже подготовленными лентами шириной 10 – 60 мм. Представляют собой слой клея без основы и используются для фиксации припусков, точечного приклеивания обтачек и т. д.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА КЛЕЕВОГО ДУБЛИРОВАНИЯ ТРИКОТАЖА
1. Проверьте совместимость материалов на образце. На утюге выбирайте режим «Синтетика» или «Шерсть». Опытным путем уточните время температурного воздействия.
2. При крое из дублерина учитывайте направление долевой нити. Она должна совпадать с т.н. трикотажной «долевой», которая располагается вдоль кромки материала.
3. Дублируйте на ровной, жесткой поверхности. Раскладывайте детали стабилизирующего материала так, чтобы их клеевой слой находился поверх изнаночной стороны трикотажа.
4. Защищайте подошву утюга от клея листом белой бумаги или тонким проутюжильником из натуральной ткани.
5. Среднее время сцепления дублерина с основным материалом – 10 секунд. Плотно прижимайте утюг к поверхности, а затем аккуратно переставляйте его в новое место, не водите им по полотну, чтобы не растянуть трикотаж.
6. Дайте продублированным деталям остыть и окончательно сцепиться между собой в течение 5 – 10 минут.
Автор статьи
Сазанова Анастасия